Татранская магистраль. Часть1


Татранская магистраль — это самый длинный путь в Татрах протяженностью 72км. Проходит он по южной (словацкой) стороне. Начинается в Яловецкой Долине на высоте 800м н.у.м., а заканчивается возле Велкего Белего Плеса 1615м н.у.м. Путь обозначен на туристических картах красным цветом, как главный. Идя по нему, вы увидите самые захватывающие пейзажи в Высоких Татрах.
В три захода нам удалось пройти часть пути, так как идем мы с группами не спеша, наслаждаясь окружающей природой и суровой красотой гор. Об этих трех участках магистрали я и расскажу.

Первая часть. Попрадске Плесо — Батизовске Плесо
Наш путь начался от паркинга, что находится прямо при станции татранской электрички «Popradske Pleso». От него мы двинулись синим путем к первой точке назначения с одноименным названием. Дорога асфальтированная, очень легкая. Намного короче и проще, чем к Морскому Оку по польской стороне.

 Поднимались мы 1,5 часа, сделав крюк через мемориал жертв Татр. Рекомендую вам так же свернуть вправо на желтую дорожку и пройтись среди крестов и памятных таблиц. Зачем? Чтобы относиться с почтением к исследователям, покорителям вершин и спасателям, для которых горы стали последним приютом.


Ежегодно в Татрах погибает около 10 человек! Часто из-за легкомысленного отношения к выходу в горы и отсутствия специального снаряжения, такого как: каски, страховки, горные ботинки, соответствующая одежда, средства связи. Очень важно так же соизмерять свои силы с трудностью выбранного пути и помнить, что хороший турист — живой турист. Не стоит преодолевать препятствия любой ценой, так как она может быть слишком высока. А так же не рекомендую сходить с пути. Если вы собьетесь с верной дороги, то существует две опасности: а) заблудитесь и не выйдете к людям до ночи, б) вас будет очень нелегко найти спасателям.
Возвращаясь к мемориальному кладбищу... Не смотря на печальное назначение места, оно не оставляет длительного осадка грусти. Возможно, из-за ярко раскрашенных крестов или множества туристов, вчитывающихся в таблицы. Здесь можно найти надписи и на русском языке. Например, как эта, где сообщается о падении военного самолета возле Герлаха. Произошла катастрофа в 1944 году. Памятная доска дополнена винтом, найденным на месте крушения.

Стоит пройти немного дальше желтым путем, как нам открывается вид на Попрадске Плесо, находящееся на высоте 1494м н.у.м. Это горное озеро занимает площадь почти 7 гектаров и имеет глубину 17,6м. Вода в водоеме морского, зеленого оттенка. Из-за обилия водорослей в озере водится горная форель, которую вы можете заметить между камнями.




Обойдя Попрадске Плесо с левой стороны, наша группа остановилась передохнуть в горном отеле, выросшем из небольшого приюта конца 19-го века. Здесь туристы могут переночевать и подкрепиться горячей пищей. Расплатиться можно картой.



Через отель проходит несколько путей. Синий ведет на Рысы — самый высокий пик польской части Татр, а красный является частью Татранской Магистрали. Именно по второму пути мы и двинулись, основательно набравшись сил перед восхождением на гору Остерву. Хотя высота ее относительно невелика (каких-то 1984м н.у.м.), но подъем довольно утомительный, так как приходится взбираться по резко уходящей вверх каменистой тропинке, извивающейся серпантином.
На склонах Остервы в короткие моменты отдыха можно было подъесть брусники, черники, а так же найти грибы. Да,да! Здесь растут маслята, рыжики и другие вполне съедобные грибочки. Только вот собирать их туристу несподручно.



На подходе к вершине Остервы всю Менгушовецкую долину с Попрадским Плесом в центре видно, как на ладони. Такой себе зеленый глаз в окружении горных вершин.
После короткого отдыха наша команда двинулась дальше, оставляя по левую сторону пик Остервы (Ostrva), а по левую гору Темпа ( по словацки Tupa). Не удивляйтесь, названия по-польски и по-словацки слегка отличаются. К слову, взбирались мы на гору часа 1,5, как и указано на туристической карте.

Дальнейший наш путь лежал к Батижовецкому Ставу ( Batizovske Pleso), лежащему на высоте 1884м н.у.м. По дороге мы то поднимались выше 2000м, то спускались. Временами дорожка исчезала под каменными обвалами, которые оставляют после себя сошедшие лавины.


И как тут не вспомнить печальную историю о наибольшей лавине в Татрах. Сошла она желобом между Скрайней Баштой и Малой Баштой 20 января 1974 года. Лавина была столь огромна, что пересекла Менгушовецкий Поток и остановилась только поднявшись на высоту 44м по противоположному склону. Произошло это всего в 400м от сегодняшнего горного отеля над Попрадским Плесом. На том склоне, к несчастью, тренировались лыжники во главе с инструктором — ребята из словацкого строительного техникума. 24 человека оказались под снежным завалом. В ходе спасательной операции удалось откопать 11 лыжников. Одного парня нашли живым после 5-часового пребывания под снегом, благодаря псу, указавшему место его нахождения. Тела еще 10 человек обнаружили в течение последующих нескольких дней. Среди них и инструктора с 12-летним сыном. А останки еще двух лыжников нашли на месте катастрофы только весной.
Поэтому и не рекомендуют ходить зимой в Татры и высокогорные трассы закрывают по словацкой стороне уже в середине октября.
Однако, вернусь к дальнейшему описанию похода.

Уже две трети пути были за нами, как небо заволокло тучами, и начал накрапывать дождь. Сначала мы не придали этому значения, а зря... Капли падали все чаще, превращаясь в осенний ливень, сопровождаемый резким холодным ветром.Не удивительно, что увидев развилку с желтым путем, ведущим вниз, вся группа радосто начала спускаться. А до озера оставалось каких-то пара сотен метров! Казалось, вот он, совсем рядом - Батижовецки Поток, ниспадающий водопадом, а значит и сам водоем. Однако, временами здоровье важнее красивых видов. И мы пошли вниз, оставляя на следующий раз Батижовецки Став и находящийся дальше Щлензки Дом ( Sliezsky Dom).



Часа через два наша группа спустилась к остановке татранской электрички Выжне Хаги (Vysne Hagy), откуда в уютных вагончиках мы вернулись к нашему паркингу. А дождь прекратился примерно на середине последнего отрезка пути ;) Вот такие коварные Высокие Татры.


В следующий раз я расскажу об очередном участке Татранской Магистрали и красотах, которые вас там поджидают.






Comments

Popular posts from this blog

Что означают цвета туристических путей в горах Польши?

Тайны замка Ксенж

Весна в Татрах. 7 простых трасс для разминки